Информационная система

История геологии и горного дела

персоналия

организация: Академия наук и художеств в Санкт-Петербурге
Académie des sciences
Muséum national d histoire naturelle
Связанные документы:[ Просмотреть ]
Связанные фотографии:[ Просмотреть ]
ФИО / Surname, 1st name, 2nd name (in Russian):Бюффон (Леклер) Жорж Луи
Имя (русский язык) / 1st name (in Russian):Жорж Луи
Отчество (русский язык) / 2nd name (in Russian):
Фамилия (русский язык) / Surname (in Russian):Бюффон (Леклер)
Имя (английский язык) / 1st name:Georges Louis
Фамилия (английский язык) / Surname:Buffon (Leclerc),
Век / Century:XVIII
Дата рождения / Date of birthday:1707-9-7
Место рождения / Place of birthday:г. Монбар, Бургундия, Франция
Дата смерти / Date of death:1788-4-16
Место смерти / Place of death:г. Париж, Франция
Ученое звание / Scientific degree:почетный член
Область научных исследований / Fields of interest:Общие проблемы естествознания
География исследований / Regions of explorations:
Членство в обществах / Scientific institutions membership:
Биография / Biography:
Бюффон Жорж Луи Леклер граф, де (Buffon, Georges Louis Leclerc, comte de) (1707-1788)

Бюффон Жорж Луи Леклер граф, де

(Buffon, Georges Louis Leclerc, Сomte de)

(1707-1788)

французский естествоиспытатель

Жорж Луи Леклер родился 7 сентября 1707 г. в г. Монбар (Бургундия). В 1717 г. семья перехал в главный город Бургундии Дижон, где юноша учился в колледже иезуитов (1717-1723 гг.), затем изучал право в Университете Дижона, который окончил в 1726 г. со званием лиценциата. В 1728 г. продолжил образование на медицинском факультете Университета Анже. Увлеченно занимался математикой, ботаникой и медициной. В 1729 г. Леклер-старший приобрел земли Бюффон и стал именоваться Леклер Бюффон (Hoquet, 2005).

В 1730 г. из-за участия в дуэли Леклер-младший был вынужден оставить Университет и уехал в Нант, где познакомился с герцогом Кингстоном. Английский аристократ предложил новому другу сопровождать его в путешествии. Они побывали на юге Франции и в Италии. Наставник Кингстона Н. Хикман, член Королевского общества Лондона, обучал молодого француза основам естествознания (Roger, 1970).

Смерть матери в 1731 г. заставила Ж. Леклера прервать путешествие. В 1732 г. он вернулся в Дижон. Полученное наследство дало ему финансовую независимость, и он решил сделать научную карьеру в столице Франции. Провинциал Ж. Леклер быстро освоился в Париже, был представлен членам Королевской академии, участвовал во многих проектах, и ему всегда сопутствовал успех. С 1734 г. он стал носить имя Ж. Бюффон (Hoquet, 2005).

Молодого аристократа стали привлекать к выполнению выгодных государственных заказов на изготовление металлических изделий и поставки леса для французского флота. Ж. Бюффон был расчетлив и энергичен. Он приумножил богатства казны и собственное состояние. Бизнес не отвлекал его от науки, только расширил сферу приложения кипучей энергии. В 1733 г. Ж. Бюффон представил в Академию сочинение по теории вероятности «Mémoire sur le jeu du franc-carreau» и в 1734 г. был избран адъюнктом по механике.

Изучая сорта древесины, пригодной для кораблестроения, он стал публиковать статьи по физиологии растений, разведении новых видов деревьев, восстановлении лесов. Продолжал заниматься математикой, ботаникой, освоил микроскоп во время поездки в Англию в 1739 г., перевел на французский и издал сочинение И. Ньютона о методе дифференциального исчисления «La méthode des fluxions et des suites infinies» (1740).

«Ботанический» этап в жизни Ж. Бюффона окончательно определился в 1739 г., когда он был избран членом Академии по классу ботаники и вскоре назначен интендантом Королевского сада лекарственных растений. Для его обустройства Ж. Бюффону удалось собрать большие частные пожертвования, почти вдвое увеличить территорию, привлечь к работе первоклассных специалистов и сделать Королевский сад центром научных исследований. В 1793 г. он был переименован в Национальный музей естественной истории, ставший во многом благодаря Ж. Бюффону одним из самых популярных и процветающих музеев Европы.

Ж. Бюффон занял лидирующее положение в науке. В изданиях Академии он публиковал работы по математике, астрономии, физике, медицине. Самые известные труды Ж. Бюффона посвящены естественной истории и теории Земли. Он смотрел на природу как философ, изучал ее как математик. Его натурфилософия – это отказ от смешения теологии с естествознанием. Законы природы, по Ж. Бюффону, формулирует не человек, а диктует сама природа.

В начале работы в Королевском ботаническом саду Ж. Бюффону было поручено составление описи более 2 000 растений Королевского кабинета. Он подошел к решению задачи с присущим размахом – решил написать историю природы и в качестве приложения сопроводить ее рассказом о Кабинете короля. Издание труда Ж. Бюффона «Histoire naturelle, générale et particulière avec la description du Cabinet du Roy» (1749-1789) («Естественная история всеобщая и частная, с описанием Кабинета короля») растянулось на 40 лет и составило 36 томов. Ж. Бюффон повторил гениальный замысел Плиния Старшего, который за 17 веков до него в сочинении «Naturalis historiae» («Естественная история») описал «историю животных современных и ископаемых, историю неба и Земли, все физические науки» (Бюффон, 1801, с. 59).

Первый том «Histoire naturelle...» Ж. Бюффона – вводный, в томах 2-15 дается описание млекопитающих, 16–24 посвящены птицам, 27-31 – минералам, в 32-36 томах содержатся дополнения. На протяжении всего срока публикации многотомного издания он вносил исправления и дополнения. После смерти Ж. Бюффона его последователь Б. Ласепед опубликовал еще 8 томов с записями и набросками автора.

Ж. Бюффона понимал разлницу между изучаемым объектом и его восприятием. Отсюда негативное отношение к попыткам помещения природных объектов в искусственные схемы, т.е. к классификациям, которыми так увлекались современники Ж. Бюффона во главе с его оппонентом К. Линнеем: «Невозможное есть дело составить всеобщую систему и совершенный порядок не только для всей Естественной Истории, но и для каждой ее отрасли» (Бюффон, 1801, с. 14-15).

Введением к «Histoire naturelle...» стала теория Земли Ж. Бюффона («Théorie de la terre»,  1749), в которой взгляд плутониста на происхождение планеты сочетается с позицией нептуниста в объяснении ее развития. По космогонической гипотезе Ж. Бюффона Земля образовалась в результате отторжения от Солнца 1/650 его массы после сильного скользящего удара кометы. В расчетах он принимал во внимание общее направление движения всех планет и допускал наклон плоскостей орбит, не превышающий 7½о.

Эволюцию планеты Ж. Бюффон представил в виде непрерывных и направленных изменений. Он сформулировал основы концепции униформизма. Это – принцип суммирования незначительных изменений: «Те же самые причины, которые почти нечувствительны, в течение многих веков должны были произвести великие перемены» (Бюффон, 1801, с. 87). И принцип актуализма: «Чтобы угадать, что прежде всего было, и что со временем может последовать, не остается нам иного способа, как исследовать то, что делается ныне» (Там же, с. 103).

В первичном океане, по Ж. Бюффону, рождались горы и создавались крупные формы земной поверхности. Он отмечал рельефообразующую роль эндогенных (подземные огни, землетрясения) и экзогенных (морская и речная вода, атмосферные осадки, ветер) факторов. Образование горных пород и минералов Ж. Бюффон объяснял действием физических и химических агентов. Из 13 выделенных им видов горных пород главными он считал вулканические, созданные под воздействием тепла (базальты), и осадочные.

Причины вулканических извержений и землетрясений Ж. Бюффон видел в горении серы, смолы и других веществ в недрах Земли. Он первым высказал идею о том, что вулканы являются «отдушинами огня среди земли» (Бюффон, 1801, с 156).

На восприятие «Histoire naturelle...» и распространение натурфилософских идей Ж. Бюффона не влияла критика, сопровождавшая публикацию монументального сочинения. Автор продолжал масштабную работу. Теорию Земли он развил в сочинении 1779 г. «Époques de la nature» («Эпохи природы»). Свидетельствами истории планеты, по Ж. Бюффону, являются факты (то, что видно, – океаны, горы), памятники (реликты прошлого – ископаемые остатки, свидетельствующие об этапах развития) и традиции (регистрация фактов человеком, как доказательство существования отдельных этапов в истории Земли). На основании фактов, памятников и традиций Ж. Бюффон выделил 7 последовательных «эпох» в непрерывной истории планеты (Rudwick, 2005).

Первая эпоха – отторжение Земли от Солнца, образование земного шара и отрыв Луны в результате действия центробежных сил. Вторая эпоха – формирование первичных гор, минералов и возникновение атмосферы. Конденсация атмосферных паров в результате охлаждения земного шара, образование «всемирного океана» и зарождение жизни в нем – третья эпоха. Четвертую эпоху отличает интенсивное осадконакопление, понижение уровня океана и возникновение единого континента, ставшего ареной действия экзогенных и эндогенных процессов. Пятая эпоха Ж. Бюффона – это появление на Земле животных и растений. Распад единого континента относится к шестой эпохе. Последний, седьмой этап – появление на Земле человека.

Ж. Бюффон не оценивал относительную длительность «эпох», однако сделал попытку установить абсолютную геохронологию путем математических расчетов и экспериментов с раскаленными чугунными шарами. По скорости их остывания он определил возраст Земли в 75 000 лет. Изучение скорости осадконакопления позволило Ж. Бюффону увеличить эту цифру до 3 000 000 лет. Однако он не предал гласности эти данные, предвидя реакцию Церкви, которая признавала длительность земной истории в 6 000 лет и опасаясь непонимания со стороны читателей. Страхи Ж. Бюффона имели серьезные основания. В 1751 г. под угрозой отлучения от Церкви он был вынужден публично отречься от «крамольных» выводов первого тома «Histoire naturelle...» (Фридман, 1985). Однако спустя 28 лет в «Époques de la nature» не побоялся вновь заявить, что ближе к истине самые смелые оценки возраста Земли (Roger, 1970).

Для развития палеонтологии вавжнейшее значение имели объяснения Ж. Бюффоном причин вымирания крупных млекопитающих. Земля охлаждалась в направлении от полюса к экватору, и миграция животных к югу сопровождалась их присоблением к новой физико-географической обстановке. Человек, по Ж. Бюффону, прошел такой же путь развития, но гораздо лучше преуспел в умении адаптироваться к окружающей среде, что и сделало его хозяином природы.

Блестящий литературный слог, знаменитая фраза «стиль – это человек» (цит. по: Бюффон, 1995, с. 169) снискали ему огромную славу. То, как писал Ж. Бюффон, привлекало читателей и пробуждало их интерес к естествознанию. И в этом – одна из главных его заслуг.

Ж. Бюффон был активным членом академического сообщества Франции. С 1744 г.  он был казначеем Королевской академии наук, в 1753 г. был избран в состав Французской академии. В 1740 г. стал одним из основателей Академии наук, искусств и изящной словесности Дижона.

Заслуги Ж. Бюффона были признаны Королевским обществом Лондона (1740 г.), Королевской академией наук в Берлине (1746 г.) и Королевским обществом Эдинбурга (1783 г.).

Первые тома «Histoire naturelle...» читали в России сразу же после их публикации. Отдельные главы – «О огнедышащих горах и землетрясениях»; «О новых островах, пещерах и расселинах на земном шаре явившихся и их причинах»; «О перемене суши в море, и моря в сушу», – были опубликованы в 1756 г. в журнале «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие».

23 декабря 1776 г. Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге избрала Ж. Бюффона почетным членом. Голосование было неоднозначным: за кандидатуру знаменитого француза проголосовали 11 ординарных академиков, против – 6 (Протоколы заседаний конференции..., Т. 3, 1900, с. 273).

Корреспондентом Ж. Бюффона в России и почитательницей его таланта была императрица Екатерина II. Она пришла в восторг от сочинения «Époques de la nature»: «По-моему, вот гипотеза, которая есть до сих пор высшее достижение человеческого разума, вернее гения. Ньютон сделал первый шаг, а вот второй» (цит. по: Канаев, 1966, с. 232).

В 1782 г. сын Ж. Бюффона привез в Санкт-Петербург бюст ученого из белого мрамора, заказанный известному французскому скульптору (Hoquet , 2005), и с тех пор он украшает фронтон Эрмитажа.

5 ноября 1787 г. директор Академии наук Е.Р. Дашкова сообщила о желании императрицы издать русский перевод полного собрания сочинений Ж. Бюффона (Летопись Академии наук, 1999). В работу были вовлечены академики русского происхождения – И.И. Лепёхин, С.Я. Румовский, П.Б. Иноходцев, Н.Я. Озерецковский, В.Ф. Зуев, С.К. Котельников, А.П. Протасов и Н.П. Соколов. 15 января 1789 г. было доложено о готовности первого тома. Переводчики И.И. Лепёхин и С.Я. Румовский осмелились сохранить текст Ж. Бюффона о происхождении Земли. Однако после публикации 2-го, 4-го и 5-го томов работа была приостановлена по решению академической комиссии, поскольку взгляды Ж. Бюффона «совсем не согласуют с преданиями Священного Писания» (цит. по: Лукина, 1965, с. 164). Только И.И. Лепёхин не прекратил работу, и в 1800-1802 гг. были одобрены цензурой и опубликованы тома с 6-го по 10-й. При переводе И.И. Лепёхин отметил некоторые ошибки Ж. Бюффона, снабдил текст комментариями по данным академических экспедиций.

В противостоянии Ж. Бюффона и «короля систематики» К. Линнея большинство ученых России поддерживали последнего. Однако не все видели в их взглядах разногласия. В 1820 г. Х.И. Пандер представил в Императорскую Санкт-Петербургскую академию наук рукопись, которая не была опубликована. Он писал: «Бюффон и Добантон относились к классификации с пренебрежением, даже высмеивали систематиков, однако же они, сами того не желая, во многих случаях так правильно группировали животных, что вызывали удивление и даже подражание» (цит. по: Райков, 1964, с. 57-58).

К натурфилософии Ж. Бюффон постоянно обращались естествоиспытатели России. Его цитирировали К.Ф. Рулье, И.И. Мечников, М.А. Мензбир.

Приступая к чтению лекций по минералогии в Императорском Московском университете в 1891 г., В.И. Вернадский «был одним из немногих, построивших в то время преподавание минералогии не на статическом охвате Линнея, но на динамическом представлении о минералах в земной коре Бюффона» (Страницы автобиографии В.И. Вернадского, 1981, с. 98).

В 1904 г. В.И. Вернадский отмечал влияние комогонических идей И. Ньютона и Ж. Бюффона на формулировку наиболее популярной в XIX в. гипотезы Канта-Лапласа и полагал, что нередко «Канту приписывают в естествознании то, что сделано Бюффоном» (цит. по: Вернадский, 1997, с. 61). Введение понятия времени в геологию и биологию В.И. Вернадский в 1922 г. назвал «одною из величайших заслуг Бюффона» (Там же, с. 66).

Ж. Бюффон добился успеха, богатства и славы. Еще при жизни ученого Людовик XVI приказал поставить ему памятник. В 1776 г. была воздвигнута статуя с высеченной на пьедестале надписью на латинском языке «Majestari naturae par ingenium» («Его гений равен величию Природы») (Зверева, 2000, с. 108). Памятник и поныне стоит в Национальном музее естественной истории в Париже.

Не склонный к сантиментам ученый преклонных лет влюбился во французскую аристократку из обедневшей семьи и в 1752 г. женился на двадцатилетней девушке. Несчастный случай разрушил их брак – в 1769 г. Ж. Бюффон и его пятилетний сын осиротели (Roger, 1970).

Тяжелая болезнь вызвала в 1773 г. отставку Ж. Бюффона с поста интенданта Королевского ботанического сада. Ему был присвоен титул графа со всеми полагающимися привилегиями.

Скончался Жорж Луи Леклер де Бюффон 16 апреля 1788 г. в Париже. Согласно последней воле был похоронен в Монбаре.

Судьба уберегла ученого, и он не дожил до 1794 г., когда его наследник, офицер королевской гвардии, был гильотинирован.

Именем Ж. Бюффона назван кратер на Луне и улица в Париже, на которой находится Национальный музей естественной истории. В 1949 г. в связи с 200-летней годовщиной опубликования первого тома «Histoire naturelle...» во Франции была выпущена почтовая марка с его изображением (Геология в филателии, 2000).

Г.П. Хомизури, И.Г. Малахова

Литература

Бюффон Ж. Всеобщая и частная естественная история, / Переложенная с французского языка на российский. По высочайшему повелению. Ч. 1 / Переведена академиками Степаном Румовским и Иваном Лепехиным. 3-е изд. СПб.: тип. ИАН, 1801. 380 с.

Вернадский В.И. Статьи об ученых и их творчестве. М.: Наука, 1997. 364 с.

Геология в филателии. М.: Земля, 2000. 487 с.

Канаев И.И. Жорж Луи Леклер де Бюффон. 1707-1788. М.: Наука, 1966. 265 с.

Летопись Академии наук. 1777-1826 // Вопросы истории естествознания и техники. 1999. № 2. С. 77-107.

Лукина Т.А. Иван Иванович Лепехин. М.; Л.: Наука, 1965. 206 с.

Протоколы заседаний конференции Императорской академии наук и художеств в Санкт-Петербурге с 1725 по 1803 г.: Т. 3. 1771-1785. СПб.: тип. ИАН, 1900. 976 с.

Райков Б.Е. Христиан Пандер – выдающийся биолог-эволюционист. М.; Л.: Наука, 1964. 98 с.

Страницы автобиографии В.И. Вернадского. М.: Наука, 1981. 349 с.

Фридман Э.П. Занимательная приматология. М.: Знание, 1985. 192 с.

Hoquet T. Chronologie de la vie de Buffon // Histoire Naturelle by Buffon: the web edition. 2005. URL: http://www.buffon.cnrs.fr/chronologie/index.php?lang=en

Roger J. Buffon Georges-Louis Leclerc, Comte de // Dictionary of Scientific Biography. Vol. 2. N.Y.: Charles Scribner’s Sons, 1970. P. 576-582.

Rudwick M.J.S. Bursting the limits of time: the reconstruction of geohistory in the age of revolution. Chicago: Univ. Chicago Press. 2005. 732 p.

 

Библиография / Bibliography:
Фотогалерея / Photo:
Ссылки / links:
Автор записи:admin
Дата/время последнего изменения:2014-09-16 15:55:33

Вы не можете изменять эту запись.