Хаксли (Гексли) Томас Генри (Huxley, Thomas Henry) (1825-1895)
английский зоолог, палеонтолог, этнограф
Томас Генри Хаксли родился 4 мая 1825 в небольшом местечке Илинг (современный пригород Лондона) английского графства Миддлсекс. Два года пребывания в местной начальной школе не оставили хороших воспоминаний. Тем более удивительны результаты самообразования. Он читал научную и философскую литературу, самостоятельно изучил зоологию, углубился в теологические исследования, освоил немецкий и французский языки, овладел латынью и греческим языком, что позволило читать Аристотеля в оригинале. Впоследствии услугами Т. Хаксли-переводчика пользовался Ч. Дарвин при работе с немецкой литературой. Т. Хаксли прекрасно рисовал и сам иллюстрировал свои работы (Blinderman, Joyce, 1890).
Так мальчик, завершивший школьное образование в десятилетнем возрасте, постепенно превратился в одного из самых образованных людей Англии. Юный Хаксли мечтал стать инженером-механиком, но занялся медициной – с 1841 г. помогал мужу сестры, практиковавшему в Лондоне. В 1842 г. Т. Хаксли получил стипендию школы Госпиталя Черинг Кросс, где увлекся физиологией – он все-таки стал инженером, только инженером живых машин.
Первая научная работа молодого исследователя об особенностях строения человеческого волоса была опубликована в 1845 г. – с этого времени под «слоем Хаксли» понимается второй гранулосодержащий эпителиальный слой корневой части волоса (Huxley's layer, 2008).
В 1846 г. Т. Хаксли блестяще сдал экзамены на степень бакалавара в Университете Лондона, однако не завершил образования. Он был слишком молод для аттестации в Королевском колледже хирургов, но его знаний было достаточно для поступления на службу в Королевский флот. Сначала он получил назначение в госпиталь на корабль Ее Величества «Victoria», а в 1846 г. в составе экипажа судна «Rattlesnake» отправился в четырехлетний поход к берегам Австралии и Новой Гвинеи (Huxley, 1935). В свободное время помощник судового хирурга Т. Хаксли занимался изучением морских животных и регулярно посылал результаты исследований в Лондон.
В 1849 г. работа Т. Хаксли «On the anatomy and the affinities of the family of Medusae», в которой некоторые виды полипов и медузы были объединены в единый класс Hydrozoa, была опубликована в трудах Королевского общества Лондона (Huxley, 1849).
По возвращении в Лондон Т. Хаксли жил на скромное военное пособие, занимался обработкой материалов и в 1851 г. опубликовал зоологический отчет экспедиции 1846-1850 гг.
В 1852 г. он стал самым молодым биологом в составе Королевского общества Лондона, за серию научных работ был удостоен Королевской медали. Т. Хаксли вошел в научное общество английской столицы. Тогда началась его многолетняя дружба с геологом Ч. Лайелем, философом Г. Спенсером, ботаником Дж. Хукером, физиком Дж. Тиндэллом и натуралистом Ч. Дарвином. По протекции друзей в 1854 г. Т. Хаксли получил от директора Геологической службы Британии Г. Де ла Бича предложение занять должность палеонтолога и преподавателя естественной истории. 31 год, бóльшую часть жизни, Т. Хаксли был профессиональным палеонтологом.
Он стал одним из инициаторов создания Музея практической геологии, где с 1855 г. читал лекции для специалистов. В 1856-1858 гг. преподавал в Королевском институте. В 1856-1857 гг. дважды побывал в Альпах вместе с Дж. Тинделлом и в 1857-1860 гг. опубликовал серию статей и выступил с докладами по гляциологии.
Важное место в работах Т. Хаксли занимало изучение связей между различными группами млекопитающих. Он исследовал строение черепа первого обнаруженного неандертальца (1857). В многочисленных научных и публичных выступлениях 1858-1862 гг. Т. Хаксли доказал, что высшие организмы имеют сегментарное строение черепа. Этот вывод не соответствовал принятой в то время «позвоночной» гипотезе, развивавшейся Л. Океном и Р. Оуэном, согласно которой череп – это особая форма слившихся позвонков. Рассуждения Т. Хаксли вызвали бурю негодования со стороны клерикалов и резкие возражения Р. Оуэна, выделявшего человека в особый и уникальный класс.
Начавшаяся в 1850-е годы полемика с Р. Оуэном стала подготовкой к главной дискуссии Т. Хаксли. В эти годы он обратился к понятию биологического вида и вслед за К. Линнеем и Ж. Кювье приписывал их появление актам творения. Т. Хаксли не признавал теорию трансмутации Ж.-Б. Ламарка и не разделял идею развития. Термин «эволюция» он использовал только в историческом смысле. Не принимая до конца ни одну гипотезу, Т. Хаксли пытался найти доказательства в пользу того или иного мнения (Williams, 1972; Blinderman, Joyce, 1998).
В конце 1859 г., накануне публикации «Origin of species...», Ч. Дарвин направил ему (а также Ч. Лайелю и Дж. Хукеру) копию рукописи в надежде получить беспристрастное суждение человека, чью дружбу и эрудицию он ценил очень высоко. Реакция Т. Хаксли была восторженной. Он писал Ч. Дарвину, что такого потрясения он не испытывал со времени работ К. Бэра, т.е. почти 10 лет (Life and letters…, 1900, Vol. 1).
Т. Хаксли не только принял новую теорию, но решил посвятить жизнь пропаганде дарвинизма. Через месяц в лондонской прессе он опубликовал первые комментарии к книге Ч. Дарвина. Против автора «Origin of species...» и Т. Хаксли в печати выступил Р. Оуэн, поддержанный епископом С. Уилберфорсом. Словесная дуэль между Т. Хаксли и С. Уилберфорсом состоялась летом 1860 г. в Музее естественной истории Университета Оксфорда. Заседание Британской ассоциации развития науки собрало тысячную аудиторию и получило название «1860 Oxford evolution debate”. Знаменитым стал некорректный вопрос С. Уилберфорса к оппоненту – по отцовской или по материнской линии он считает обезьян своими предками? Эмоциональный Т. Хаксли заявил, что позорно не родство с обезьяной, а поведение человека, расходующего свой талант на псевдонаучные и религиозные спекуляции, и бросился в атаку. В научной дискуссии Т. Хаксли, поддержанный Дж. Хукером, одержал чистую победу и с полным основанием стал называть себя «Darwin’s bulldog» («бульдог Дарвина») (1860 Oxford evolution debate, 2013).
В начале 1860-х годов Т. Хаксли выступал с лекциями о месте человека в природе, которые стали одним из первых примеров эволюционного подхода к объяснению появления человеческих рас. Книга Т. Хаксли предвосхитила труд Ч. Дарвина о происхождении человека «Descent of Man» (1871).
Палеонтологи второй половины XIX в. изучали связи между различными формами и группами ископаемых, и Т. Хаксли добился в этом направлении важных результатов. Он проводил сравнительно-анатомическое изучение амфибий и мезозойских рептилий (1859). Предложил классификацию птиц (1868) и доказал, что они произошли от пресмыкающихся. В 1869 г. в учебнике зоологии Т. Хаксли разделил позвоночных на три класса: Ichthyopsida (рыбы и амфибии), Sauropsida (рептилии и птицы) и происходящие от них Mammalia (млекопитающие) (Huxley, 1869).
Вслед за Г. Ментелем и Р. Оуэном Т. Хаксли занимался изучением «ужасных ящеров». В 1869 г. он описал гигантского травоядного цетиозавра, через год – мелкого гипсилофодона. В 1870 г. он предложил классификацию динозавров и одновременно с Э. Геккелем установил генетическую связь между динозаврами и птицами (История изучения динозавров, 2013). Т. Хаксли принадлежит приоритет в установлени филогении крокодилов (1875) и лошадей.
В 1876 г. Т. Хаксли приехал в США. Началом визита стало посещение Йельского университета и встреча с американским палеонтологом О. Маршем. Т. Хаксли больше недели изучал коллекцию ископаемых лошадей Северной Америки. В Нью-Йорке он выступил с лекциями по теории эволюции, в которых убедительно показал, что обширный материал по Северной Америке и данные по Европе являются несомненным доказательством эволюции древних лошадей, подтверждая теорию Ч. Дарвина (Williams, 1972). В работах «Progress of palaeontology and the doctrine of evolution» (1870) и «The rise and progress of paleontology» (1881) Т. Хаксли отмечал значение палеонтологических исследований в развитии эволюционного учения.
Агрессивная пропаганда дарвинизма не означала для Т. Хаксли отказа от собственных убеждений. В 1862 г. на заседании Геологического общества Лондона он выступил с президентской речью о геологической одновременности. Т. Хаксли утверждал, что в распоряжении геологов и палеонтологов пока нет метода, позволяющего с уверенностью определить возраст отложений, а потому считал, что понятие геологической одновозрастности следует заменить понятием гомотаксальности. Под термином «гомотаксис» он понимал идентичную последовательность комплексов фауны и флоры в различных разрезах. Один из четырех фундаментальных принципов стратиграфии – принцип гомотаксальности – назван «принципом Гексли». Ему возражал Ч. Дарвин, который считал, что геологическая одновременность составляет основу периодизации истории Земли.
Т. Хаксли расходился с Ч. Дарвином и в понимании эволюции. Эволюция, по Т. Хаксли, может приводить к быстрым изменениям, тогда как Ч. Дарвин считал этот процесс медленным и постепенным. Понимание прогрессивного развития сочеталось у Т. Хаксли с признанием «изумительной» незначительности изменений и персистентности многих видов, в особенности в растительном мире. Кроме того, предложенный Ч. Дарвином механизм естественного отбора, призванный объяснить естественноисторические факты, для эмпирика Т. Хаксли оставался лишь гипотетическим предположением. Называя себя «агностиком» (1869), Т. Хаксли определил свое отношение к недоказанным гипотезам (Blinderman, Joyce, 1998).
Он много размышлял над историей естественнонаучных концепций. В президентской речи на годичном собрании Геологического общества Лондона в 1869 г. отметил важнейшее значение «Origin of species...» Ч. Дарвина для развития теоретического естествознания, так как появление этого труда спровоцировало обострение противоречий между тремя главными направлениями – катастрофизмом, униформизмом и эволюционизмом.
О широте научных интересов Т. Хаксли свидетельствуют его выступления и публикации о взаимоотношениях науки и религии (1864, 1886, 1890), ответственности государства перед обществом (1871), связях науки и культуры (1880), гражданских правах (1890), археологических (1869) и океанографических (1870-1875) исследованиях.
Логика рассуждений Т. Хаксли была понятна любой аудитории. Оригинальность стиля привлекала и специалистов, и дилетантов. Он излагал философские и научные взгляды, докладывал о результатах исследований, мог рассказать об облаках (1858), кусочке мела (1868) или душе лягушки (1870).
Т. Хаксли считал науку неотъемлемой частью образования, а процесс обучения – не накоплением фактов, а тренировкой ума и раскрытием возможностей студентов (1869). В 1870 г. Т. Хаксли был избран в состав Королевской комиссии образования по естественным наукам и в Правление школ Лондона. Предложенная им школьная программа была принята в 1870 г. Актом Парламента (Huxley L., 1901). Для высшей школы Т. Хаксли написал учебники по анатомии позвоночных (1871) и беспозвоночных (1877), а также пособие по ракам (1879). Широкой аудитории предназачались основы физиологии (1866) и физическая география (1877).
Среди учеников Т. Хаксли – биолог и палеонтолог Г. Осборн, физиолог М. Фуркруа и знаменитый английский писатель-фантаст Г. Уэллс
В 1890 г. Т. Хаксли опубликовал свое жизнееописание. Он подготовил издание избранных трудов (1893-1894). В четырехтомный сборник «The scientific memoirs of Thomas Henry Huxley» (1898-1903) вошли все значительные работы и выступления ученого. Его сын Л. Хаксли издал биографию и переписку отца (Life and letters…, 1900).
Долгое время в семье Т. Хаксли считали потерянным его судовой дневник. Однако он был обнаружен и издан внуком ученого, биологом Дж. Хаксли в 1935 г.
Труды Т. Хаксли переведены на немецкий, французский, итальянский, испанский, венгерский, русский, китайский и японский языки.
Список организаций, членом которых состоял Т. Хаксли, занимает несколько страниц.
В 1883 г. он занимал пост тайного советника Ее Величества. В 1862-1884 гг. входил в состав 10 государственных комиссий по образованию, рыболовству, медицине. Высочайшую награду, орден Полярной Звезды, Т. Хаксли получил от короля Швеции в 1873 г.
В 1851 г. Т. Хаксли был избран членом Королевского общества Лондона, в 1871-1880 гг. был секретарем Общества, в 1883-1885 гг. находился на посту президента. В 1852 г. был удостоен Королевской медали. За работы по морфологии и гистологии, а также за вклад в развитие биологии в 1888 г. награжден медалью Копли. Обладатель медали Дарвина (1894 г.).
В 1876 г. Т. Хаксли был избран членом Королевского общества Эдинбурга. Он активно участвовал в работе Британской ассоциации развития науки и в 1870 г. был избран ее президентом
С 1856 г. Т. Хаксли состоял членом двух научных обществ Лондона – Зоологического и Геологического. В 1859-1863 гг. был секретарем Геологического общества, возглавлял его на посту президента в 1868-1870 гг. Награжден медалью Волластона (1876 г.). В 1863 г. был избран в Этнографическое общество и в 1868-1870 гг. был его президентом. Т. Хаксли – почетный член Медико-хирургического (1868 г.) и Медицинского (1873 г.) обществ. В 1890 г. Линнеевское общество наградило его медалью Линнея.
Королевское общество Нового Южного Уэльса, членом которого Т. Хаксли был с 1879 г., присудило ему медаль Кларка в 1880 г.
Английский ученый был избран в состав Академии естественных наук в Филадельфии (1859 г.), Королевского естественнонаучного общества Гёттингена (1862 г.), Королевской академии наук Берлина (1863 г.), Академии наук Института Франции (1867 г.), Академии наук в Лиссабоне (1874 г.), Нью-Йоркской академии наук (1876 г.), Королевской академия наук и литературы Дании (1876 г.), Немецкой академии естествоиспытателей Леопольдина (1879 г.), Академии Линчеи (1878 г.), Национальной академии наук «сорока» в Риме (1892), Американской академии искусств и наук и Национальной академии наук США (1883 г.), Королевской академии наук Нидерландов (1892 г.).
Т. Хаксли состоял членом многих иностранных научных обществ, в том числе Египетского института в Александрии (1861 г.), Геологической службы Австрии (1865 г.), Зоолого-ботанического общества Австрии (1865 г.), Американского философского общества (1869 г.), Географического общества Берлина (1869 г.), Бостонского общества естественной истории (1877), Геологического общества Бельгии (1877), Голландского общества естественных и гуманитарных наук Гарлема (1877 г.).
Почетный доктор университетов Эдинбурга (1866 г.), Дублина (1878 г.), Бреслау (1861 г.), Вюрцбурга (1882 г.), Болоньи (1888 г.), Эрлангена (1893 г.).
Т. Хаксли принимал активное участие в организации Международного геологического конгресса. В 1875 г. он представлял Соединенное Королевство в учредительном комитете под председательством Дж. Холла (The International geological congress .., 2005).
Английский ученый восхищался работами К.М. Бэра. В 1855 г. он перевел на английский язык главу из его книги об истории развития животного мира «Über die Entwickelungsgeschichte der Thiere» (1828), оценив эту работу как сочинение, «которое содержит самую глубокую и здравую философию зоологии, и даже биологии вообще, какая только когда-либо появлялась» (цит. по: Берг, 1977, с. 318). Ученых связывала дружбы и научная переписка. После кончины К.М. Бэра некролог за подписью Т. Хаксли был опубликован в трудах Королевского общества Лондона за 1878 г.
Еще одним корреспондентом Т. Хаксли в России был В.О. Ковалевский. Дружба русского переводчика «Origin of species…» с «милым Дарвином» (Давиташвили, 1951) открыла перед русским палеонтологом двери научного общества Англии. В 1872 г. он взялся за перевод учебника анатомии позвоночных Т. Хаксли, однако работа не была закончена. В 1872 г. он снова (как и в 1870 г.) работал в Британском музее и встречался с Т. Хаксли, который помог В.О. Ковалевскоve опубликовать результаты исследований парнокопытных в издании Королевского общества Лондона в 1872 г. Русский палеонтолог неоднократно упоминал о прекрасных личных качествах английского коллеги и высоко ценил его научные заслуги.
4 декабря 1864 г. Т. Хаксли был избран членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской академии наук (Физико-математическое отделение, биологические науки) (Протоколы, 1864, № XI, § 177).
Императорское Московское Общество испытателей природы в 1870 г. избрало Т. Хаксли действительным членом, с 1886 г.– почетный член Общества.
Лекции Т. Хаксли «Evidence on Man's рlace in Nature» (1863) были опубликованы на русском языке (Гексли, 1864).
Двумя изданиями (1864 и 1866 гг.) на русский язык были переведены лекции для рабочих, изданные под названием «О причинах явлений в органической природе». В 1867 г. в России были опубликованы «Уроки элементарной физиологии». В 1881 г. читатели смогли ознакомиться с «Введением к серии первоначальных учебников» Т. Хаксли. Его публичные лекции были переведены на русский язык в 1897 г. – «О причинах явлений в органическом мире. Шесть чтений, читанных рабочим». Студентам было предназначено издание учебника «Рак. Введение в изучение зоологии» 1900 г. и «Практические занятия по зоологии и ботанике» (1902).
Т. Хаксли славился остроумием, один из его афоризмов в 1922 г. взял эпиграфом к своей работе Л.С. Берг: «Принимая догму, наука совершает самоубийство» (Берг, 1977, с. 95).
В семье Т. Хаксли было 11 детей, в живых осталось восемь – пять дочерей и три сына. Старший, Л. Хаксли стал известным писателем и биографом отца. Династию продолжили внуки – биолог Дж. Хаксли и лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1963 г. Э. Хаксли. Оба брата удостоены рыцарского звания (Thomas Henry Huxley, 2008).
29 июня 1895 г. Томас Генри Хаксли скончался от инфаркта. Местом захоронения стало кладбище в северной части Лондона. В траурной церемонии приняли участие более 200 человек ((Life and letters…, 1900).
Бюст ученого хранится в Британском музее естественной истории. Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии учредил в 1900 г. памятную медаль и лекции Хаксли в знак высшего признания заслуг британских и иностранных ученых. Присуждаются ежегодно.
С 2006 г. премия Томаса Генри Хаксли вместе с денежным призом вручается Зоологическим обществом Лондона выпускникам университетов Великобритании и Ирландии за оригинальные исследования, представленные на соискание степени доктора наук.
И.Г. Малахова
Литература
Берг Л.С. Номогенез, или Эволюция на основе
закономерностей (1922) // Труды по теории эволюции, 1922-1930. Л.: Наука, 1977.
С. 94-338.
Гексли Т.Г. О
положении человека в ряду органических существ / Пер. под ред. [и с предисл.]
А. Бекетова. СПб.: Н. Тиблен, 1864. [10], 180, [1] с. : 1 л. фронт. URL
Давиташвили Л.Ш. В.О. Ковалевский. 2-е
изд., доп. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 582 с.
Протоколы ОС ИАН. [СПб.], 1864. 68 с.
1860 Oxford evolution debate // From Wikipedia, the free encyclopedia. URL (дата
обращения. 06. 2013)
Blinderman Ch., Joyce D. The Huxley file. 1998. URL (дата обращения 05.2008).
Huxley T.H. On the anatomy and the affinities of the family of Medusae //
Philosoph. Trans. Vol. 139. 1849. P. 413-434.
Huxley T.H. Introduction to the classification of
animals. London: J. Churchill & sons, 1869. 176 p.
Huxley T.H. Diary of the voyage of H.M.S. Rattlesnake
/ by Julian Huxley. London: Chatto
& Winduss, 1935. VIII, 372 p.
Huxleys layer // From Wikipedia, the free encyclopedia. URL (дата обращения: 03.2008).
Life and letters of Thomas Henry
Huxley / by his son Leonard Huxley: 2 vols. London: Macmillan and Co., 1900:
Vol. 1. VIII, [2], 503 p. : il. : port. URL
The International Geological
Congress - a brief history. URL (дата
обращения: 03.2005).
Williams W.C. Huxley, Thomas Henry // Dictionary of Scientific Biography. Vol.
6. N.Y.: Charles Scribner’s Sons, 1972. P. 589-595.
Thomas Henry Huxley // en.wikipedia.org/wiki/Thomas_Henry_Huxley